С момента появления кинематографа во все времена существовали великолепные актрисы, которыми восхищались. Они становились символами своих эпох, эталонами женской красоты. Они сводили с ума и будоражили воображение своими мастерскими перевоплощениями, проживая множество жизней. Ингрид Бергман и Одри Хепберн, Вивьен Ли и Грета Гарбо, Джина Лоллобриджида и Марлен Дитрих, Анастасия Вертинская и Любовь Орлова, Наталья Варлей и Вера Холодная – в этих прекрасных женщинах, как и во многих других, были влюблены миллионы человек. Однако если в старом Голливуде и европейском кинематографе начала и середины ХХ века эталонная красота только приветствовалась, то в СССР существовало понятие «несоветской внешности». Именно из-за него множество талантливейших актрис ярко вспыхнули и быстро угасли, так и оставшись практически неизвестными из-за своей «неформатной» внешности.
1. Марина Ладынина
Ей прочили великое будущее. Великолепные ленты «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Испытание верности» в свое время были культовыми не только благодаря прекрасным режиссерским задумкам, но и из-за потрясающей игры Марины Ладыниной. Среди ее поклонников оказались не только соотечественники, к числу которых принадлежал и будущий супруг актрисы, Иван Пырьев, но и иностранцы, благодаря чему она несказанно интересовала и сотрудников НКВД.
Решение связать свою судьбу с уже известным режиссером поначалу было практичным. Ладынина рассчитывала, что Пырьев будет снимать ее в главных ролях, к тому же, он был на хорошем счету в среде партийной верхушки. Молодых людей не остановил тот факт, что Ивану предстало бросить на произвол судьбы супругу, актрису Аду Войцек, и маленького ребенка.
Одно время все действительно было хорошо – она снималась, воспитывала единственного сына, однако все закончилось трагически вместе с ее семейной жизнью. После развода Пырьев, будучи уже очень влиятельным человеком, буквально закрыл перед ней все двери – никто не осмеливался предлагать ей новые роли. Говорили, что бывший муж не хотел, чтобы его красавица-жена работала с кем-то другим. В то время ей было 40 с небольшим, красота Ладыниной стала несколько иной, однако никуда не пропала. Согласно другой версии, актриса отказывалась от работы сама, стремясь к тому, чтобы зритель запомнил ее молодой.
2. Светлана Светличная
Свою первую роль Светличная сыграла, будучи еще студенткой ВГИКа, – Надя Колчина была одним из самых ярких персонажей успешной картины «Им покоряется небо». Но, несмотря на кассовость ленты, режиссеры не спешили предлагать девушке новые роли, однако с удовольствием включали ее в состав делегаций, отправлявшихся с презентацией советских фильмов за границу. «Несоветская» внешность Светланы сыграла с ней злую шутку – она стала просто красивым украшением.
Переломным оказался 1968 год – Светличную утвердили на роль Анны Сергеевны в «Бриллиантовой руке». Уже на следующий день после выхода картины все мужчины Союза и не только были готовы лежать у ее ног, а советские модницы брали универмаги штурмом в поисках халатика с перламутровыми пуговицами.
Она мечтала об Анне Карениной, а ей доставались роли в эпизодах – безымянных северянок и разведчиц, подруг, сестер и мам, узнать в которых одну из самых красивых актрис своего времени было практически невозможно, а действительно стоящие фильмы с ее участием пылились на полках в архивах киностудий. Спасала работа в театре, однако после распада СССР семья Светличной и известного актера Владимира Ивашова оказалась за чертой бедности – она стала уборщицей, он работал на стройке.
3. Людмила Марченко
«Советская Одри Хепберн» стала знаменитой еще в студенческие годы – после выхода роскошной ленты Льва Кулиджанова «Отчий дом» она прославилась не только на весь Союз, но и была кумиром множества людей за рубежом. В том же 1959-м ее пригласил сниматься в фильме «Белые ночи» уже знакомый нам Иван Пырьев – к тому времени он уже несколько лет был разведенным мужчиной, которому ожидаемо приглянулась молоденькая красавица.
Недвусмысленное предложение практически 60-летний, но очень влиятельный режиссер сделал Людмиле уже во время съемок. Марченко, боясь потерять такую прекрасную роль, стала подыгрывать ловеласу. Их часто видели в роскошных ресторанах, Пырьев лично заезжал за ней и отвозил домой, но ровно до тех пор, пока девушка не влюбилась в другого мужчину.
4. Изольда Извицкая
Эта красавица стала знаменитой в 1956 году, когда вышла великолепная военная драма Григория Чухрая «Сорок первый». Трогательная история любви поручика и девушки-снайпера в исполнении Олега Стриженова и Изольды Извицкой никого не оставила равнодушным. Этот фильм стал жемчужиной Каннского фестиваля, девушка объездила полмира с его презентацией, однако этот успех был чуть ли не единственным значимым в ее жизни, чего нельзя сказать о ее партнере по съемкам.
Извицкая работала тяжело и много, но либо роли были не теми, либо картины. Ее уже практически никто не узнавал, хотя многие коллеги откровенно завидовали ее красоте и не упускали случая отпустить несколько колкостей в ее адрес.
Невостребованность, а также пристрастие ее супруга, актера Эдуарда Бредуна, к горячительным напиткам сломили ее дух. Девушка также увлеклась «хобби» мужа и быстро потеряла все – красоту, работу, любимого мужчину, а следом и собственную жизнь. Изольда Извицкая умерла в 38 лет от длительного голодания и одновременного злоупотребления алкоголем.
5. Наталья Кустинская
После выхода на экран фильма «Три плюс два» очаровательная блондинка вошла в десятку самых красивых женщин планеты, по версии французских СМИ того времени. О «Советской Брижит Бардо» мечтали голливудские режиссеры, ее красотой восхищались миллионы мужчин, однако девушка в свое время сделала неверный выбор. Юрий Чулюкин, тот самый, который снял легендарных «Девчат», стал ее первой любовью и огромной болью.
Не выдержав горячего темперамента супруга, Наталья Кустинская подала на развод, после чего еще 5 раз шла под венец, однако она осталась верна данному самой себе слову – среди ее избранников больше не было творческих личностей. После расставания с Чулюкиным она появлялась в эпизодах, самым ярким из которых стала роль очаровательной подруги режиссера Якина в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
6. Евгения Филонова
Стать Снегурочкой в роскошном одноименном фильме-сказке по мотивам пьесы Островского мечтали все именитые советские актрисы, однако достался этот персонаж неопытной 22-летней Евгении Филоновой. Эта картина стала чуть ли не единственной в ее послужном списке (нескольким годами позднее она появилась в ленте «Чистые пруды»), хотя зрители боготворили эту славную и такую красивую девушку.
Филонова поступила на работу в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, вскоре вышла замуж, однако размеренная жизнь закончилась с приходом нового главного режиссера, Бориса Голубовского. Мужчина не скрывал своей любвеобильности и не одной актрисе делал недвусмысленные предложения. Те из них, которые соглашались, получали все – роли, славу, признание.
7. Татьяна Самойлова
Единственным советским фильмом, удостоенным престижной награды «Золотая пальмовая ветвь», стала картина «Летят журавли» с невероятной Татьяной Самойловой в главной роли. Она покорила Канны, а следом и Париж – еще около года после отъезда обворожительной актрисы француженки имитировали ее манеру подкрашивать глаза. Предложения от именитых зарубежных режиссеров поступали одно за другим – подумать только, она могла сыграть Анну Каренину в паре с самим Жераром Филипом! Однако все они были отклонены советскими чиновниками.
В 1967 году на эту же роль ее пригласил Александр Зархи, где она работала в паре со своим бывшим супругом, самой большой в жизни любовью и красивейшим мужчиной СССР, Александром Лановым, который играл обаятельного Алексея Вронского.
Окрыленная головокружительным успехом, Татьяна Самойлова с энтузиазмом ждала новых интересных предложений, однако их не было. Снявшись еще в нескольких малоприметных фильмах, актриса и вовсе пропала с экранов, посвятив себя театру. Последние годы жизни Самойловой были тяжелыми из-за серьезных проблем со здоровьем, она умерла в одной из московских больниц в свой 80-й день рождения.
«Несоветская» внешность, как и самоуправство режиссеров, – понятие-феномен, из-за которого судьбы множества прекрасных, талантливых женщин оказались сломанными. Пожалуй, это можно назвать парадоксом эпохи эталонных стандартов, которые не позволяли стране гордиться своим достоянием, как это всегда делали другие государства.