Самые знаменитые и интригующие эксперименты ХХ века

Человечество всегда интересовало то. как работает наш ум, и от чего зависят поведенческие особенности людей. Начало 20 века можно считать началом развития экспериментальной психологии.

Исследованиям подверглись многие области: и поведенческие и социальные, тщательно изучались биологические процессы работы человеческого мозга. Все исследования по экспериментальной психологии тщательно контролировались, и благодаря многим экспериментам люди стали понимать почему человек ведет себя определенным образом.

ad4

В данной статье мы подобрали самые знаменитые и интригующие эксперименты 20 века. Сейчас Вы сможете узнать многое как о самых простых социальных исследованиях, так и об исследованиях, изучающих сложные поведенческие модели, раскрывающих работу человеческого подсознания, и сдвигающих принятые границы этики. После прочтения данной статьи многие наверняка задумаются, о том, насколько они знают себя на самом деле…

ad5

О голубоглазых и кареглазых

В 1968 году произошло убийство Мартина Лютера Кинга, человека, боровшегося за права граждан. После этого события учительницей Джейн Эллиот была предпринята попытка обсудить дискриминацию, расизм и предубеждения со своими учениками. Однако воспитанники третьего класса школы городка Рисевилл в Айове не смогли понять о чем идет речь. Все дело в том, что в их маленьком городке перед ними не было, к счастью, случаев конкретной дискриминации по цвету кожи. Тогда учительница решила провести двухдневный эксперимент, называемый «голубоглазый и кареглазые», показывающий насколько несправедлив расизм.

Мисс Эллиот разделила учеников на две группы по цвету глаз. Тем, у кого были голубые глаза повезло гораздо больше, они были привилегированны. Их поощряли второй порцией еды, разрешали посещать игровую комнату, которая была новее, и разрешали быть на перемене дольше на 5 минут. Учительница посадила своих учеников с голубыми глазами на первые парты, а все обладатели карих глаз должны были сидеть сзади. Далее женщина начала мотивировать своих учеников на общение только с представителями своей группы, и избегать контактов с представителями «иных».

Дети каждой группы должны были пить поду только из своего фонтанчика. Кареглазых детей постоянно наказывали, и поводом могла послужить совершенно любая ошибка. Учительница старалась подчеркнуть различность групп всем, чем могла: все достоинства голубоглазой группы выделялись, а все недостатки кареглазой группы подчеркивались.

Результатом эксперимента стало то, что показатели превосходящей группы голубоглазых улучшились, а вот кареглазые дети, подвергающиеся постоянной дискриминации стали учиться гораздо хуже, и это касалось даже отличников.

Ступени в виде пианино

Этот эксперимент был поставлен инициативной группой Volkswagen, и назывался The Fun Theory, что означает «Теория веселья». Сутью эксперимента было доказательство того, что если внести в ежедневную рутину элементы веселья, то человеческое поведение изменится в лучшую сторону.

В метро Стокгольма одну из лестниц выкрасили как пианино, и хотели посмотреть сколько же людей перейдет с удобных эскалаторов на ступени. В результате музыкальными ступеньками воспользовалось 66 процентов пассажиров метро.

О скрипаче в метро

12 января 11 лет назад посещаемость одной из станций метро Вашингтона в округе Колумбия, составила приблизительно 1 тысячу человек. В холле станции можно было стать зрителем небольшого бесплатного концерта, исполняемого скрипачом-виртуозом Джошуа Беллом. Белл играл для публики около 45 минут, и исполнил 6 классических произведений. Он играл на скрипке Страдивари, созданной в 1713 году, приблизительная стоимость которой составляет три с половиной миллиона американских долларов.

Остановилось послушать музыканта лишь шесть человек. Около двадцати человек дали музыканту денег, не останавливаясь, и продолжая идти по своим делам. Общий сбор составил тридцать два доллара. После окончания своего концерта Джошуа Белл услышал оглушающую тишину. Не последовало аплодисментов. Никто из проходящих людей так и не понял, что знаменитейший музыкант отыграл сложнейшую музыкальную композицию на одной из самых дорогих скрипок в мире.

Автором данного эксперимента был писатель и журналист Джин Вайнгартен. Он описал его как эксперимент о контексте, восприятии и приоритетах, а также оценке общественного вкуса: в банальной и скучной обстановке, в неудобное для всех время, будет ли заметна красота? Как выяснилось — нет.

Дымная комната

Эксперимент состоял в том, что в одном помещении было собрано несколько человек, заполнявших анкету. Вдруг из-под двери начинает валить дым. Любой человек наверняка бы тут же постарался покинуть комнату и сообщить о пожаре. Но не тут-то было — ведь в комнате находится еще множество людей, которые не обращают ни малейшего внимания на дым.

Для эксперименты были наняты 2 актера, которые всем своим видом показывали, что все в порядке. Как итог лишь 10 процентов людей вышли из комнаты или сообщили о дыме. Девять из десяти испытуемых продолжили заполнять анкету, потирая периодически глаза и отгоняя дым от лица.

Эксперимент доказал, что людям свойственно реагировать в замедленном режиме, либо не реагировать вовсе на экстренные ситуации, находясь рядом с пассивной личностью. Людям свойственно полагаться на поступки и реакции других людей больше, чем на свои собственные инстинкты.

В летнем лагере

В этом эксперименте должна была быть протестирована теория реалистичных конфликтов и послужить примером возникновения негативного отношения между группами людей из-за конкуренции за ограниченные ресурсы.

Для эксперимента были отобраны 2 группы мальчиков 11-12-летнего возраста, которые были помещены в, как они думали, летний лагерь. На протяжении первой недели группы разделили, и они даже не знали о существовании друг друга. За это период внутренние отношения заметно окрепли.

Позднее детей познакомили друг с другом, и сразу же стали возникать первые конфликты. Для усиления эффекта экспериментаторами была создана конкуренция двух групп. Враждебность и агрессия тут же выросла в разы.

Третья проблема задумывалась экспериментаторами, как объединение двух групп для решения общей проблемы. Такой, как поиск питьевой воды. Детям должно было показаться, что вандалы отрезали им доступ к питьевой воде, и обе группы должны были решить проблему общими усилиями.

ad6

В конце эксперимента, после совместного труда и решения проблем, группы сдружились, что свидетельствует о том, что с помощью обще работы можно эффективно снизить предрассудки и дискриминацию.

Эксперимент под названием «Carlsberg»

Данный социальный эксперимент был проведен датским пивоваренным заводом Carlsberg. Влюбленная парочка, которая ни о чем не подозревала, входила в переполненный байкерами кинотеатр, в котором свободными было лишь 2 места рядом с татуированными мужчинами.

Это был неофициальный эксперимент, проводимый в качестве рекламы пива, поэтому доподлинная статистика неизвестна. Однако большая часть пар уходила, увидев, кто будет их соседями по креслам. Тех кто оставались, встречали бурные аплодисменты, и им выдавалось бесплатное пиво Carlsberg. Встречают, как говорится, по одежке…

Эффект дезинформации

В середине 70-х годов прошлого века Элизабет Лофтус начала изучать эффект дезинформации на примере ДТП. В одном из экспериментов семь видеорядов максимальной длительностью тридцать секунд были показаны сорока пяти студентам, разделенным на подгруппы по девять человек. В этих роликах были записи автомобильных аварий. После каждого ролика студент заполнял опросник, в первом пункте которого человек должен был дать отчет об аварии, которую он только что увидел.

Далее следовали конкретизированные вопросы об аварии. Самым главным вопросом был вопрос, касающийся скорости машины. Девятерых человек спросили о том, как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга? Остальным испытуемым задавали похожий вопрос, но в нем вместо слова «врезались» использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». При использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость 40,8 миль в час. Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля. Лофтус сделала предположение, что это связано с изменениями представлений в памяти.

Эксперимент Милгрэма

Психолог Стэнли Милгрэм провел данный эксперимент в 1961 году. Цель эксперимента — понимание того, как далеко могут зайти люди в подчинении авторитетам, даже если приказы от этих авторитетов могут навредить другим членам общества.

В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку все более сильным электрическим разрядом.

Кто станет учителем, а кто учеником определял жребий. Причем испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» демонстративно привязывали к креслу с электродами. «Учитель» получал «демонстрационный» удар током.

«Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Экспериментатор поясняет «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей к ученику подводится соответствующее напряжение, при отпускании переключателя действие тока прекращается. Нажатый переключатель остается в нижнем положении, чтобы «учитель» не забывал, какой выключатель был уже нажат, а какой нет. Прибор производил серьезное впечатление реального, не давая повода сомневаться в подлинности эксперимента.

На самом деле никого не било током. «Ученик» специально отвечал на вопросы неправильно и делал вид, что ему становится больнее, поскольку напряжение якобы увеличивалась с каждым неправильным ответом. Несмотря на это, многие субъекты продолжали бить током людей, когда им приказывал авторитет — «экспериментатор». В конце концов 65 процентов испытуемых применили такой «удар электричеством», который мог бы быть смертельным.

Результаты эксперимента показали, что обычные люди, вероятнее всего, будут следовать приказам от авторитетной фигуры, вплоть до убийства невиновного человека. Подчинение власти укоренилось во всех нас, поскольку именно так нас воспитывают в детстве.

Маршмеллоу

Этим экспериментом 60-70-х годов прошлого века руководил психолог Уолтер Мишель. Тематикой эксперимента были исследования отложенного вознаграждения.

Дети 4-6-летнего возраста сажали на стул в комнату, где на столе находилось угощение (чаще всего это были маршмеллоу, а изредка печенье или крендели). Детям говорили, что они могут съесть сладкое, но если смогут подождать пятнадцать минут, то им дадут в два раза больше.

Психолог стал отмечать, что часть детей закрывала глаза руками или отворачивалась от сладостей, другие дети пинали стол, дергали себя за волосы или поглаживали угощения, как будто это были плюшевые игрушки. Другая часть детей съедала сладости, как только за исследователями закрывалась дверь.

За время эксперимента было исследовано более шестисот детей. Сразу же съедали сладости дети редко. Из тех, кто пытался удержаться, лишь треть получала второе угощение. Фактор возраста был в исследовании главным.

Дальнейшие исследования показали, что дети, умеющие ждать, имели лучшие результаты в жизни, более высокий уровень образования и низкий индекс массы тела.

Ложный консенсус

Эксперимент заключался в том, что студентам колледжа предложили полчаса ходить по учебному кампусу с большой табличкой/ гласившей: «Ешьте у Джо». После исследователи спрашивали предположительное количество студентов, которые способны на это.

Отказавшиеся предполагали, что большая часть поступит так же, как и они. Это значит, что испытуемые чаще всего думают, что большая часть людей поступает так же, как и они.

В психологии это называется  эффектом ложного консенсуса. Вне зависимости от наших убеждений, мнения или поведения, люди считают, что большинство других людей согласны с нашим мнением, поступками и поведением в целом.

ad7

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Самые знаменитые и интригующие эксперименты ХХ века
×
Жми «Нравится», чтобы читать нас на Facebook